Во главе каравана
Во главе каравана
Одержав в третьем туре третью победу, ЦСКА стал единоличным лидером XI чемпионата России.
З-й тур
17 марта ЦСКА—“Зенит”, 1:0 (0:0)
г. Москва
Судья С. Сухина (Малаховка).
ЦСКА: Мандрыкин, Шемберас, Даев, Яновский (Пиюк, 81), Гусев, Гогниев, Кириченко (Соломатин, 52), Лайзанс (Трипутень, 46), Попов, Евсиков, Рахимич.
“Зенит”: Малафеев, Овсепян, Игонин, Вьештииа, Ранджелович (Астафьев, 77), Мудринич, Кержаков, Лепехин, Аршавин, Катульский (Угаров, 64), Цветков. Гол: Гусев (89).
Предупреждения: Лайзанс, Кириченко; Мудринич, Овсепян, Вьештииа.
Как в 1995-м
К матчу с “Зенитом” армейцы подошли в прекрасном расположении духа, чему, естественно, способствовали две стартовые победы над “Торпедо-ЗиЛ” и “Соколом” с общим счетом 5:0. Так удачно ЦСКА уже давно не начинал. Более того, в последние годы красно-синие по какой-то странной традиции проваливали дебютную часть чемпионата. Например, в 2000 году в первых семи турах они смогли набрать всего одно очко. В результате команда практически весь сезон болталась в низах турнирной таблицы и лишь в эндшпиле выкарабкалась на восьмое место. Неудачным для ЦСКА был старт и в чемпионате-2001. Армейцы последовательно уступили “Черноморцу”, “Крыльям Советов”, “Спартаку”, “Торпедо” и только в пятом туре прервали череду поражений, сыграв вничью с “Ротором”. Потом они выдали длительную беспроигрышную серию, но в борьбу за медали тем не менее включиться так и не смогли:слишком большую фору (10-12 очков) дали своим конкурентам в начале первенства.
К тому же на настроение футболистов ЦСКА не мог не повлиять тот факт. что на игру с “Зенитом” они вышли в ранге пусть не единоличного (первое место в рейтинге чемпионата им досталось по разнице забитых и пропущенных мячей), но все-таки лидера. Кстати, в этом почетном звании последний раз им удалось побывать в далеком 1995 году. Тогда ЦСКА держался во главе каравана после второго и третьего туров.
Без Семака, но с Кириченко
Впрочем, не думаю, что “Зенит” комплексовал по поводу стартовых подвигов своего соперника. Все же питерцам тоже было чем похвастать. Они как-никак — бронзовые призеры прошлого чемпионата. Да и не стерся еще в памяти сентябрьский матч “Зенита” и ЦСКА, закончившийся более чем убедительной победой команды Юрия Морозова — 6:1. Тогда зенитовцы в волю покуражились над армейцами и заодно установили рекорд скорострельности, за шесть минут забив четыре гола. И хотя нынешний ЦСКА многим отличается от ЦСКА прошлогоднего, уверен: команде трудно было абстрагироваться от воспоминаний о том чувствительном ударе. Особенно тем, кто допустил этот жуткий разгром, — Мандрыкину, Евсикову, Лайзансу, Беркетову, Рахимичу, Яновскому, Семаку, Гогниеву...
Практически у всех из них была возможность реабилитироваться. Кроме Сергея Семака. Ее капитана армейцев лишила контрольно-дисциплинарная комиссия, дисквалифицировавшая игрока на пять матчей за неспортивное поведение в ходе встречи с “Торпедо-ЗиЛ”. Эта потеря, конечно, волновала главного тренера ЦСКА Валерия Газзаева накануне матча с “Зенитом”. Но не настолько, чтобы ввергнуть его в замешательство. Выбор исполнителей у Газзаева такой, что травма или дисквалификация практически любого игрока основного состава безболезненно компенсируется. Выбыл Семак — его место в строю занял Дмитрий Кириченко. И. честно говоря, трудно сказать, какой ЦСКА лучше — с Семаком или Кириченко. Хотя если в качестве главного критерия полезности того и другого игрока использовать статистические показатели-то с экс-ростовчанином армейцы действовали гораздо сильнее. Во всяком случае, когда на поле был Семак ЦСКА не смог поразить ворота соперника. А вот в присутствии Кириченко клуб сделал это пять раз. Впрочем, что значит “в присутствии”, если три мяча из пяти забил именно этот форвард?..
Невыразительное начало
В отличие от ЦСКА “Зениту” дебют не удался. Конечно, необходимо сделать поправку на то. что питерцы начинали чемпионат в Махачкале. где сложно играть, пожалуй, всем без исключения командам элиты. И все-таки, несмотря на все трудности визита в столицу Дагестана, третий клуб России мог показать более содержательный футбол. В частности, это касается Катульского, Угарова, Вьештицы, Игонина.
Невыразительный матч провел новичок “Зенита” Ранджелович. Слишком часто ошибался вратарь Малафеев. В прессу даже просочилась информация о том, что Морозов после той игры едва не подал в отставку, и лишь своевременное вмешательство президента клуба Виталия Мутко. а также поддержка со стороны футболистов остановили тренера. Имел ли место данный эпизод на самом деле, со стопроцентной уверенностью утверждать трудно. Сам Морозов, например, сказал, что слухи о его отставке не более чем плод фантазии журналистов. Как бы то ни было, но факт поражения в Махачкале вкупе с разговорами о возможном уходе главного тренера создали вокруг питерской команды нервозную обстановку. В этой связи очень важным представлялся матч “Зенита” с “Ротором”. В нем бронзовые призеры выглядели поинтереснее, чем во встрече первого тура, а главное — выиграли. Морозов сделал ряд перестановок в полузащите, с первых минут выпустил на поле мобильного Аршавина, который действовал на позиции под нападающими. Этот ход оправдал себя: игрок молодежной сборной России забил гол, решивший судьбу поединка. Тем не менее победа получилась натужной и не избавила от сомнений относительно перспектив “Зенита” в нынешнем чемпионате. Наверняка испытаний в этом сезоне на долю питерцев выпадет много. Хотя бы потому, что многие имеют зуб на них за прошлый год и сейчас настраиваются соответствующим образом. В то же время пока не скажешь, что команда готова побеждать и в новых, довольно жестких условиях. Вот и матч с ЦСКА подтвердил, что “Зенит” на старте чемпионата находится далеко не в лучшем своем состоянии.
В память о Садырине
Газзаеву нетрудно было настроить команду на игру с “Зенитом”. Ведь именно в прошлогоднем матче с питерским клубом, проигранном армейцами со счетом 1:6, ими в последний раз руководил Павел Садырин. Газзаев попросил футболистов не забывать об этом и сыграть в память о безвременно ушедшем тренере. Даже у тех игроков нового ЦСКА, которые никогда не работали с Садыриным, желание поквитаться за прошлогодний должок било, что называется, через край. На протяжении всей встречи армейцы сражались зло и яростно, за каждый метр поля, за каждый мяч. Уже в первой же атаке они едва не смяли оборонительные порядки гостей. Гогниев совершил дерзкий рейд по левому краю и сделал нацеленную передачу в штрафную на Кириченко. Но удар форварда парировал Малафеев. Впрочем, надо отдать должное зенитов-цам: они не стушевались и приняли вызов. Отразив натиск соперника, отодвинули игру от своих ворот и весьма активно боролись с армейцами за инициативу. Временами “Зениту” даже удавалось брать верх в этой бескомпромиссной схватке. Во всяком случае, в самоотверженности и заряженности на борьбу питерцы москвичам не уступали. Пожалуй, только атакующий тандем ЦСКА Кириченко — Попов действовал гораздо мощнее и напористее, чем дуэт питерских нападающих Кержаков — Ранджелович. В остальных же линиях соперники держали паритет.
С легионеров спрос особый
Кстати, в этом матче Морозов впервые представил новый вариант обороны с двумя центральными защитниками Игониным и Вьештицей, который наигрывал в межсезонье, но в первых турах применить так и не рискнул. В первом тайме, если не считать эпизода с участием Кириченко и опасный выход на ударную позицию Попова после неудачной скидки Игонина, эта связка работала без очевидных сбоев и в целом с поставленной задачей — не дать развернуться армейским форвардам в центральной зоне — справилась. А вот во второй половине встречи дрогнул югославский легионер. Вьештица допустил несколько грубых позиционных промахов и часто фолил. Был момент, когда новичок “Зенита” откровенно растерялся, и в центре питерской обороны, как говорится, вспыхнул пожар. В экстренном порядке пришлось вмешаться Морозову. Тренер перевел на место либеро Овсепяна, а Игонин и Вьештица переквалифицировались в “персоналыциков”. Помогло. “Зениту” удалось нормализовать ситуацию. Правда,, Вьештица все-таки подвел свою команду.Именно он уже на исходе матча совершенно неоправданно свалил с ног Рахимича. индивидуальный проход которого не таил в себе большой опасности. Возможно, в пропущенном голе есть доля вины и Малафеева, прозевавшего момент удара Гусева и явно запоздавшего с прыжком. Но все же с Вьештицы в данном случае особый спрос. На последних минутах защитники обязаны играть предельно внимательно и осторожно. И уж, конечно, им не следует нарушать правила вблизи штрафной.
Весенний футбол
С одной стороны, в том, что выиграл именно ЦСКА, есть определенная закономерность. С учетом количества и качества острых моментов армейцы были ближе к победе, нежели “Зенит”, который по большому счету явных угроз воротам Мандрыкина так и не создал. С другой — хозяева поля не имели игрового превосходства над соперником. Матч показал, что и у армейцев, и у зенитовцев серьезные проблемы в созидании, конструировании атак. У ЦСКА, бесспорно, сильны линия нападения и фланги, где немало хлопот своим визави доставляют Гусев и Гогниев. А вот игра центральных хавбеков Рахимича, Яновского и Лайзанса пока, мягко говоря, не впечатляет. И друг с другом они взаимодействуют неважно, и нападающих хорошими передачами редко питают. То же самое относится и к Трипутеню, которого Газзаев также использует в средней линии. В принципе, вряд ли стоит удивляться этому обстоятельству: футболисты еще не сыгрались, к тому же поля пока не позволяют им демонстрировать свое мастерство в полном объеме. И тем не менее ошибок, технического брака у армейских созидателей слишком много. Аналогичные трудности испытывают полузащитники “Зенита”. Команда только привыкает к игре с новым плеймейкером из Югославии Мудриничем. Футболист он, безусловно, техничный, тактически грамотный, умеет сделать тонкий пас, с ударом, опасен при выполнении стандартных положений. Но все эти достоинства перечеркивает один существенный недостаток — пробелы в физической подготовке. В матче с ЦСКА Мудринич играл медленно, да еще нередко уступал оппонентам в единоборствах. Крайне пассивны в организации атакующих действий были Катульский и Овсепян. Аршавину, наоборот, активности не занимать, но он излишне грешил передержками мяча. И вообще, в роли флангового хавбека в прошлом сезоне он смотрелся гораздо предпочтительнее, чем сейчас в качестве подносчика снарядов форвардам. Это был типичный весенний футбол, в котором страсти, эмоции, жажда борьбы превалировали над содержанием игры. Отсюда, кстати, и обилие нарушений. Едва ли не каждые 20-30 секунд арбитр был вынужден останавливать ход матча. Бились армейцы и зе-нитовцы, как говорится, насмерть, не жалея друг друга. Но истинно футбольных умений продемонстрировали немного.
"Мой Футбол"