Павел Гревцов: В организме игрока всё должно работать как хорошие часы
06.12.2023
Мы продолжаем знакомить вас с медицинским департаментом ПФК ЦСКА, возглавляемым Эдуардом Безугловым. Сегодня героем традиционной рубрики «Врачебные тайны» стал физиотерапевт-реабилитолог Павел Гревцов.
Он рассказал, почему решил пойти в спортивную медицину и как заинтересовался остеопатией, а также поделился опытом работы в волейбольном топ-клубе.
– Вы уже 30 лет работаете в профессиональном спорте. Занимались ли вы каким-либо спортом сами?
– Да. Я вырос в семье тренера по фехтованию, поэтому уже с четырех-пяти лет присутствовал на тренировках, а в шесть начал систематически заниматься в спортивном клубе под руководством своего отца. Тренировался до момента, пока не пришлось выбирать между спортом и продолжением учебы после окончания школы.
– Почему вы выбрали именно спортивную медицину?
– После занятий в школе и тренировок я какое-то время проводил в клинике, где работали мои мама и бабушки. Там я делал «домашку» и наблюдал за работой врачей и обучением студентов-медиков, просматривал анатомические атласы и пособия. Читал интересующие меня на тот момент разделы в медицинских книгах, узнавал, как работают различные системы организма во время тренировок. Было увлекательно и интересно. Кроме того, мои тренировки по фехтованию проходили в одном дворце спорта с хоккейной командой «Салават Юлаев». Я с удовольствием наблюдал за работой медицинского коллектива клуба и понемногу приобретал интерес к этой стороне спорта. Так я начинал задумываться о своем будущем.
– Как началась ваша карьера в профессиональном спорте?
– По окончании медицинского колледжа я начал работать в должности массажиста футбольного клуба «Лада» из Димитровграда. В этом клубе я получил свой первый опыт работы медицинским специалистом в командном виде спорта. Тот период дал мне большой объем ценных знаний и навыков: я много путешествовал по стране, общался с медицинскими работниками других команд и проходил массу обучающих курсов.
– После этого вы сменили футбол на волейбол…
– Да, после периода работы в «Ладе» я вернулся в Уфу, свой родной город, и приступил к работе в волейбольном клубе «Нефтяник Башкирии», позже переименованном в «Урал». Во время работы в Уфе я продолжал учиться и совершенствоваться, завершил обучение в институте по специальности «физическая реабилитация». В тот же период началась моя работа в сборной России по волейболу.
– Есть ли разница между работой в этих двух видах спорта?
– Различия, конечно, есть, но они не очень существенны.
– Шесть лет вы проработали в лучшей волейбольной команде России «Зенит-Казань». Сейчас работаете в футбольном топ-клубе. Где более развита инфраструктура?
– Поскольку эти клубы максимально высокого уровня, инфраструктура более чем достойная в обеих командах. Топ-клубы имеют общую главную цель – быть всегда первыми, и руководство создает команде все необходимые условия для выполнения задач.
– С 2005-го по 2019 год вы входили в медицинский штаб сборной России по волейболу и вместе с командой стали призером Олимпийских игр в Пекине-2008, а затем и Олимпийским чемпионом в Лондоне-2012. Со сборной было завоевано еще много других наград. Какая победа запомнилась больше всего?
– Для меня, конечно, это Олимпийское золото Лондона в 2012 году. Тогда был мощнейший финал с Бразилией, в котором по ходу игры мы уступали в счете, но смогли добиться победы. Игра была очень драматичной, и эмоции зашкаливали.
– Какие обязанности у вас были в сборной?
– Физиотерапия, реабилитация. Позже добавилась остеопатия.
– Вы работали с волейболистами высочайшего уровня. Чем такие спортсмены отличаются от других?
– По моему опыту, атлеты высокого уровня – это талантливые и трудолюбивые спортсмены, внимательно относящиеся к своему здоровью, главной составляющей их успешной карьеры. Они умеют грамотно тренироваться и взаимодействовать в команде, обладают повышенной организованностью и стрессоустойчивостью. Мне работать с такими спортсменами комфортно и приятно, так как они предельно заинтересованы в личных результатах и достижениях команды, спокойны и уверены в своих силах и возможностях.
– Общаетесь ли сейчас с коллегами и спортсменами из волейбольных клубов?
– Да, общаемся и довольно плотно. Все связи остаются в силе до сих пор.
– Почему после такого длительного периода работы в волейболе вы решили вернуться в футбол?
– В один момент совпало много факторов – как личных, так и рабочих. Предложение от клуба было очень интересным и амбициозным. Я был очень рад возможности работать и развиваться дальше в таком титулованном клубе, как ПФК ЦСКА.
– Как сейчас проходит ваш рабочий день?
– Мой рабочий день начинается с решения организационных вопросов, подготовки оборудования для лечения и реабилитации, обсуждения и составления с коллегами графика терапевтических процедур. Далее начинается работа с травмированными игроками с применением физиотерапии, мануальных техник и остеопатии. Затем готовим к тренировкам здоровых футболистов основной команды. По окончании тренировки продолжается работа по восстановлению игроков после нагрузок, а также терапия футболистов с различными острыми и хроническими нарушениями. Считаю, что в организме игрока всё должно работать как хорошие часы.
– Есть ли игроки, с которыми вам легко работать, а с кем наоборот?
– Мне комфортно работать со всеми, мы хорошо коммуницируем и всегда находим общий язык.
– Кто из футболистов армейцев лучше всех играет в волейбол?
– Ни разу не видел подобного, но могу предположить, что неплохо получилось бы у Игоря Дивеева. Его папа играл в волейбол и явно передал ему часть своих навыков.
– На вашем счету несколько ступеней образования, в том числе и высшее, а также десятки курсов дополнительного обучения в разных дисциплинах. Что мотивирует постоянно продолжать учиться?
– Современная наука развивается очень быстро, регулярно появляются новые исследования и разработки. Необходимо держать руку на пульсе. Постоянное самосовершенствование позволяет мне получать новейшие знания и применять их в своей работе, а иногда быть и на шаг впереди. В процессе образования я ищу и накапливаю различные методики и технологии, которые позволяют сократить время лечения, повысить эффект воздействия от манипуляций и в короткий срок получить искомый результат.
– Вы чуть раньше уже упомянули остеопатию. Расскажите, что это такое.
– Слово «остеопатия» появилось около 150 лет назад. Но при этом до сих пор это все еще молодое и очень перспективное направление медицины. Остеопатия – это метод лечения, где руки применяются в качестве инструмента для поддержания здоровья, диагностики и лечения заболеваний человека. Внешне остеопатическое лечение напоминает мануальную терапию, но отличается от неё комплексным подходом к организму, как к единому целому. Этот метод абсолютно безвреден и комфортен для пациента, позволяет помочь организму «разобраться в себе» и найти внутренние ресурсы для нормализации своей деятельности.
– А как остеопатия сочетается с классическими методами лечения, которые основаны на доказательной медицине?
– Прекрасно сочетается! Остеопатия – одно из немногих мануальных медицинских направлений, регламентированных Всемирной организацией здравоохранения. В развитие метода большой вклад вносят отечественные специалисты. С 1995 года сотрудники нескольких научных институтов России работают вместе со специалистами остеопатических школ. И исследования, которые они проводят, помогают и уже помогли в создании доказательной медицинской базы по эффективности остеопатического лечения.
– Как вы заинтересовались остеопатией?
– Во время зарубежных поездок с клубом и со сборной я знакомился и общался с коллегами, работающими в сфере спорта и спортивной медицины. Во Франции впервые увидел работу остеопатов. Тогда узнал, что во многих европейских командах из разных видов спорта присутствуют эти специалисты. Меня заинтересовала их работа, понравился результат – испытал его на себе. В Японии зацепила «хиропрактика». В общем, очень вдохновился. И финальным толчком к моему решению поступить на обучение стал отечественный специалист, с которым я познакомился на Олимпийских играх в Лондоне. Он вдохновил меня во время нашего общения, так как привел веские аргументы пользы этого метода.
– Семь лет назад вы окончили Русскую Высшую Школу Остеопатической медицины в Санкт-Петербурге. Почему выбрали именно это учебное заведение?
– Приняв решение обучиться остеопатии, я запустил процесс выбора из нескольких школ. Долго общался со специалистами и фильтровал их отзывы. Все рекомендации, даже выпускников других школ, вели только в одно из потенциальных образовательных учреждений – первую в России остеопатическую школу, которая открылась в 1994 году в Санкт-Петербурге. В ней преподают одни из самых опытных специалистов. Я поступил туда, и в моей жизни начался новый многолетний образовательный процесс.
– Что вам нравится в вашей работе?
– Мне нравится наблюдать положительный результат своей работы. Видеть, что в теле спортсмена всё работает должным образом.
– А что вам больше всего нравится в работе в ПФК ЦСКА?
– То, что клуб даёт мне возможность заниматься любимым делом и работать в коллективе больших профессионалов.
– Какие позитивные воспоминания уже связаны с нашим клубом?
– Кубок России, завоеванный командой. Приятное завершение протяженного и не очень простого сезона.
– Есть ли у вас профессиональная мечта?
– Хотелось бы продолжить совершенствоваться и развиваться. Помогать игрокам нашего клуба становиться сильнее, здоровее, выносливее, крепче и увереннее в себе. Давать им возможность бороться за самые высокие места на любых турнирах.
– Бонусный вопрос: если бы в волейболе был аналог Медиалиги, то могли бы профессиональные футболисты успешно играть против волейболистов-любителей?
– Возможно, шанс на успех был бы, причем очень неплохой! Талантливый человек в одном виде спорта будет успешен и в любительской игре в другом виде спорта.
Милана Асеф
Поделиться:
Твитнуть
Плюсануть
Поделиться
Отправить
Класснуть
Запинить