Top.Mail.Ru
Последние события

Матчи ПФК ЦСКА

Таблица

Статистика игроков

Обзор газеты "СЭ"

традиций.

Специальный корреспондент "СЭ" Павел АЛЕШИН передает из Израиля

 

После разгрома в 1952 году знаменитой "команды лейтенантов" в рядах ЦСКА всегда находился хранитель традиций. Ныне эстафету Шестернева, Федотова, Тарханова несет капитан команды Сергей Семак, готовящийся сейчас к своему десятому сезону в составе ЦСКА.

Сергей СЕМАК:
"ГИНEP С ГАЗЗАЕВЫМ СОЗДАЮТ КОМАНДУ ЕВРОПЕЙСКОГО УРОВНЯ"

     При этом он ничем не напоминает армейского, да и вообще командира и никогда не предпринимал самостоятельных попыток стать им. Капитаном команды, а значит, и образцом для подражания Семака сделали сама жизнь, стиль поведения, профессионализм, характер. И сейчас в любых, даже самых трудных и неприятных для футболистов упражнениях Семак - первый, и за качество судьи, присутствуй они на поле, как в гимнастическом зале, не поскупились бы на высшую оценку - 10,0. Каждый очередной тренер, приходивший в ЦСКА, сразу находил в нем союзника, моментально схватывавшего и воплощавшего на поле новые игровые идеи и авторитетом своим тянувшего за собой остальных. И хотя за последнее десятилетие перед ним промелькнула целая череда президентов клуба и еще больше тренеров, ни одного из них капитан не подвел, не дал повода в чем-то себя упрекнуть.

     - С одной стороны, руководители в ЦСКА менялись не так уж и часто, а с другой - многовато было перемен в нашей армейской жизни, все-таки постоянство лучше, - считает Семак.

     - Евгений Гинер на вашем веку - уже четвертый руководитель ЦСКА. Можно сказать, что для команды с его приходом наступила новая полоса в жизни?

     - Предшественники Гинера - Александр Тарханов, Шахруди Дадаханов и Николай Степанов - тоже стремились добиться процветания ЦСКА, старались создать сильную, стабильную по игре и результатам команду, но по разным причинам им это не удавалось. Евгения Ленноровича от всех его предшественников отличает масштабный подход. Во-первых, всем своим внешним видом он излучает уверенность человека, привыкшего добиваться поставленных целей во что бы то ни стало. А это ни много ни мало - а создание под флагом ЦСКА команды даже не высшего российского, а европейского уровня. Когда Гинер возглавил клуб, нам, игрокам, это казалось неосуществимым. А теперь представляется, что он не взялся бы за это дело, если бы сомневался в успехе. И тренера пригласил - Валерия Газзаева такого же максималиста, знающего путь к чемпионским вершинам. Во-вторых, он перестраивает под выполнение этой задачи всю клубную инфраструктуру, реорганизовал детско-юношескую школу, создал для нее новые прекрасные условия.

     - В первый же сезон под руководством Газзаева ЦСКА превзошел свое высшее достижение последнего десятилетия: помимо серебра чемпионата (повторение успеха 1998 года) впервые завоевал Кубок России...

     - Серебро-98 было связано прежде всего с эмоциональным всплеском в команде и приходом к нам Олега Долматова. Во главе с ним ЦСКА перестроился на новый тактический рисунок, стал демонстрировать сбалансированную, зрелищную игру, от которой получали удовольствие не только зрители, но и мы сами. Однако уже на следующий год дало о себе знать несоответствие материально-технических условий возможностям команды. Не хочу вдаваться в подробности, но уже одно то, что Долматов не смог заполучить даже минимум новых игроков для усиления отдельных позиций, о многом говорит. На следующий год мы еще на старом багаже взяли бронзу чемпионата. Но кризис назревал, поскольку, мягко говоря, несогласованность между руководством клуба и команды усиливалась. А тут еще семейная трагедия у Олега Васильевича. Провал в начале сезона показал, что команду надо формировать фактически заново.

МОЙ ПЕРЕХОД В "СПАРТАК" - ВСЕГО ЛИШЬ СЛУХ

     - Тогдашние слухи о ваших переговорах со "Спартаком" имели под собой почву?

     - Нет, никаких разговоров на эту тему с Олегом Романцевым я не вел. Правда, однажды теперь уже бывший вице-президент "Спартака" Григорий Есауленко заикнулся, что хочет видеть меня в своей команде, но до каких-то конкретных вещей дело не дошло.

     - А если бы дошло?

     - ЦСКА переживал разные времена, и только одно не менялось - прекрасная атмосфера в команде. Уходили и приходили игроки, но почти со всеми у меня были товарищеские отношения, полное взаимопонимание с руководителями, которые старались поднять клуб на новый уровень. Сбежать из команды в трудной для нее ситуации было бы равносильно предательству. Как бы я выглядел в глазах болельщиков, которые и в самые тяжелые моменты горячо поддерживали команду?! К тому же, несмотря на отсутствие стабильности, ЦСКА по-прежнему оставался крепким орешком для любого соперника и не терял своей популярности.

     - Неужели вас никогда не манила перспектива поиграть в престижном зарубежном клубе?

     - Приглашения мне время от времени поступают, но даже не знаю, насколько они серьезны, поскольку решать тут клубу. Тогда со мной никаких разговоров на эту тему не было. У меня заканчивался контракт, и неизвестно было, предложат ли мне продлить его. Но главным тренером ЦСКА стал Газзаев, который в личной беседе дал понять, что нуждается в моих услугах.

     - Ваш известный ужин с президентом Калмыкии Кирсаном Илюмжиновым, вероятно, хоть отчасти носил характер переговоров?

     - Нет, это был просто ужин, тема перехода в "Уралан" на нем не затрагивалась.

ТОМУ, КТО РАНЬШЕ НЕ РАБОТАЛ С ГАЗЗАЕВЫМ, ПРИХОДИТСЯ ТЯЖКО

     - В какой момент вы поверили, что Гинеру удастся вывести ЦСКА в российскую элиту?

     - Когда новый президент, не ограничиваясь приглашением классных игроков, занялся подъемом в ЦСКА детско-юношеского футбола, реконструкцией базы для главной команды, поставил вопрос о строительстве нового стадиона, всем стало ясно, что у человека много идей и возможностей для их осуществления.

     - Однако в новой ситуации и нагрузки на игроков легли небывалые...

     - Всем, кто раньше не работал с Газзаевым, на первых порах приходится тяжко. Уже сам его подход - строжайшая дисциплина во всех аспектах, достижение максимальной функциональной готовности, каторжные сборы - не каждый выдержит. Но если он видит, что футболист выполняет его требования, выкладывается на каждой тренировке, в каждой игре, он доверяет такому игроку. А доверие, как известно, окрыляет.

     - Легко ли вам работается с Газзаевым?

     - Это все равно что спросить: легко ли мне соблюдать дисциплину в игре, на тренировках, на сборах, в быту? Легко, потому что всегда старался точно выполнять указания и предшественников Газзаева, даже когда не был с чем-то согласен. Это моя обязанность как профессионального футболиста. Но, скажем, год назад я не решился бы подойти к тренеру с каким-то непонятным или неприятным ему вопросом. Потому что не знал, что он за человек, как отреагирует на такое обращение. А сейчас такого барьера нет. О панибратстве речи не идет, дистанция между тренером и игроком обязательно должна быть.

     - Нынешний ЦСКА - лучшая команда в вашей карьере?

     - Очень хорошая команда была у нас в 1998 году, но у нынешней потенциал гораздо выше. Мы показали это в прошлом сезоне, хотя, считаю, могли выступить еще лучше.

МЫ БОЛЕЕ ДРУЖЕЛЮБНЫ, ЧЕМ ЗАПАДНЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЫ

     - Благоприятная атмосфера в команде сохраняется?

     - Даже улучшается. Большинство игроков ЦСКА сейчас примерно одного возраста, а значит, и много общих интересов, что объединяет. Нельзя сказать, что все мы друзья, но что единомышленники в футболе - уж точно.

     - У вас есть настоящие друзья в ЦСКА?

     - Как им не быть за девять лет? Из нынешнего состава дружу с Сашей Беркетовым, с которым играл еще за юношеские сборные, с Игорем Яновским, с Андреем Соломатиным, с Женей Варламовым... А приятельские отношения - почти со всеми.

     - Какая линия в прошлом сезоне, на ваш взгляд, была сильнейшей в ЦСКА?

     - Скорее всего, средняя.

     - Тогда как вы отнеслись к приходу в эту и без того сильнейшую линию еще двух новичков?

     - Для команды, ставящей перед собой максимальные задачи, новые классные исполнители никогда не были лишними, здоровая конкуренция ей не мешала.

     - А как вы вообще относитесь к приглашенным в ЦСКА иностранцам?

     - Стараемся помочь им побыстрее войти в коллектив, преодолеть языковой барьер, постоянно их подбадриваем, чтобы они чувствовали себя комфортно. У Иржи Ярошика, думаю, за этим не заржавеет, поскольку он и раньше понимал по-русски, он уже становится своим парнем в команде.

     - А вы лично не боитесь конкуренции?

     - Нет. Я обязан добросовестно выполнять свою работу, а если на моей позиции появится футболист сильнее, то играть должен он. Это закон футбола, закон конкуренции.

     - Как-то все у вас гладко в команде, неужели не случается никаких конфликтов?

     - Серьезных - не случается. Конечно, спортсмены - тоже люди, да еще и азартные, иной раз по ходу тренировки или матча кто-то заводится, перегибает палку, нелицеприятно высказывается в адрес товарищей. Но это минутный порыв, за пределами поля тут же все забывается.

     - А бывало, что каких-то людей ваш коллектив отторгал?

     - Отторгал - наверное, громко сказано. Попадались игроки, которые были сами по себе. Каждый человек имеет право жить по своим понятиям, а его ценность в команде определяется только игрой и отношением к делу. Но у русских, по-моему, в любом коллективе возникают дружеские отношения. Знаю, что в европейских клубах такого нет. Мы более дружелюбны, открыты, чем западные профессионалы.

Кейсария

 

 

СЛОВО И ДЕЛО ПРЕЗИДЕНТА

     Если театр начинается с вешалки, то крепкий футбольный клуб - с толстого кошелька. Точнее, с человека, у которого таковой в кармане. Не в меру властен меценат, уверен в собственной непогрешимости, как в нынешнем "Спартаке", где тренеры отстранены даже от решения сугубо профессиональных вопросов селекции, - уйдут большие деньги без пользы, как вода сквозь песок. Тактичен в отношениях с входящими в его штаб специалистами, законы бизнеса знает на зубок - крепко встанет на ноги, казалось бы, обреченный на прозябание в подвале турнирной таблицы коллектив.

     За примером далеко ходить не надо: появление в ЦСКА Евгения Гинера всего за пару лет коренным образом изменило игравшую ранее серо команду. Причем начал он преобразования с обнародования собственных принципов. "Ни президент, ни кто-либо другой не имеют права вмешиваться в работу тренера, но за выполнение поставленных задач мы с него спросим", "постараемся купить всех игроков, которых захочет увидеть в команде наставник", заявил Гинер в одном из первых интервью нашей газете. И, что делает ему честь, ни разу в дальнейшем себе не изменил.

     Ведь, если вспомнить, принявший от Павла Садырина клуб Валерий Газзаев проблем с комплектованием состава не испытывал - приобрел, не торгуясь (средства позволяли), оптом высококлассных игроков и за одно межсезонье сколотил боеспособную дружину, добравшуюся до серебра чемпионата. Что, впрочем, вряд ли кого удивило: возможности для тактического маневра у главного тренера были неограниченными. Особенно в средней линии, укомплектованной исполнителями, о которых мечтали многие его коллеги. Мечтали, но понимали: не по их средствам лежащий на прилавках товар.

     Далек от мысли принижать профессиональные заслуги Валерия Георгиевича (волшебное перевоплощение сборной России свидетельствует - педагог он талантливый), однако и развязавшую ему руки финансовую свободу нельзя сбрасывать со счетов. Во многом она позволила главному тренеру ЦСКА сформировать команду, близкую к его мечте. Почему близкую, а не идеальную? Футбол в исполнении армейцев пока мало похож на тот, что проповедует их наставник. Куда более соответствует таковому стиль возглавляемой им главной команды страны - залихватский, остроатакующий, замешанный на импровизации и в какой-то степени романтизме.

     Что же касается игры ЦСКА, то в минувшем сезоне она базировалась на отменной тактической выучке, постоянном и нередко прямолинейном давлении на передовой, грамотной, но академичной, а порой монотонной работе хавбеков, прочных тылах плюс строгой армейской дисциплине. Такое впечатление, что шаг влево, шаг вправо в газзаевском полку как минимум карался гауптвахтой. Отсюда и легко предсказуемые действия команды, которым, правда, из-за высокой квалификации ее игроков немногие соперники нашли, что противопоставить.

     Высокого результата ЦСКА добился, а от добра, говорят, добра не ищут. Однако энтузиазм, с которым Газзаев доводит до своего идеала команду на проходящем сейчас в Кейсарии сборе, свидетельствует: подобное утверждение не для него. И без того лучшую по кадровому составу полузащиту, к примеру, тренер пополнил чехом Ярошиком и Кусовым из "Алании". Скажете: с жиру бесится? Отнюдь: считает, наличие еще нескольких полузащитников, каждый из которых индивидуален, позволит разнообразить тактику, повысит конкуренцию, с чем трудно не согласиться. Наверняка появятся в стане красно-синих и не менее самобытные нападающие и защитники, игра которых приблизит немного скучноватый армейский футбол к радующему глаз - газзаевскому. Гинер от обещания покупать всех, на кого укажет главный тренер, пока не отказывался. А он, как показывает жизнь, человек слова.

Юрий ИВАНОВ

 

 

ЦСКА-2001

     МАНДРЫКИН, ФАЙЗИЕВ, МИНЬКО, КОРНАУХОВ, РАХИМИЧ, ЯНОВСКИЙ, ФИЛИППЕНКОВ, КУЛИК, СЕМАК, ГОГНИЕВ, РАНДЖЕЛОВИЧ.

     Появившиеся в середине сезона Рахимич и Ранджелович заполнили вакансии соответственно центрального полузащитника и нападающего. Семак выполнял роль пожарного, закрывая наиболее проблемные позиции. Капитану армейцев даже довелось провести несколько игр на месте либеро, но чаще всего Павел Садырин поручал ему снабжать мячами форвардов и атаковать из второго эшелона. Больше всего изменений претерпела в ходе чемпионата оборона. Из-за травм на разный срок выбывали Варламов, Евсиков, Минько и Корнаухов, надолго уезжал в сборную Узбекистана Файзиев, поэтому вариант "СЭ" можно считать оптимальным с большой натяжкой.

ЦСКА-2002

     НИГМАТУЛЛИН, ДАЕВ, ШЕМБЕРАС, ЕВСИКОВ, ЛАЙЗАНС, РАХИМИЧ, ЯНОВСКИЙ, ГУСЕВ, СОЛОМАТИН, СЕМАК, ПОПОВ.

     Летом основным голкипером вместо Мандрыкина стал Нигматуллин, чье появление в ЦСКА после грандиозного зимнего набора было воспринято уже достаточно спокойно. Место чистильщика застолбил за собой экс-торпедовец Даев, партнерами которого по обороне чаще были Шемберас и Евсиков. Треугольник в центре поля Рахимич - Лайзанс - Яновский помог Гусеву и Кириченко стать самыми результативными игроками чемпионата. При этом последний не проходил в основной состав, поскольку Газзаев отдавал предпочтение связке Попов - Семак. Левая бровка была отдана на откуп Соломатину, который провел один из лучших сезонов в карьере.

ЦСКА-2003

     МАНДРЫКИН, ШЕРШУН, А. БЕРЕЗУЦКИЙ, ЕВСИКОВ, РАХИМИЧ, ЯРОШИК, ЯНОВСКИЙ, ГУСЕВ, СОЛОМАТИН, СЕМАК, ПОПОВ.

     В обороне вновь ожидаются перестановки. Например, взамен ушедшего в "Шинник" Даева на месте либеро сыграет украинский легионер Шершун, а справа появится возмужавший Алексей Березуцкий. Обладателю рекордного трансфера в истории российского футбола Ярошику предстоит найти общий язык с Яновским и Рахимичем. От взаимодействия этой троицы зависит, утихнут ли разговоры о том, что в ЦСКА нет классного диспетчера. Незаменимые Гусев и Семак займут свои привычные позиции правого хавбека и оттянутого форварда. Впереди надежды Газзаева вновь связаны с мощным Поповым, с которым будут конкурировать Гогниев и узбекский легионер Гейнрих. В ворота после ухода Нигматуллина вернется Мандрыкин.

 

 
Поделиться:
Плюсануть
Поделиться
Отправить
Класснуть
Запинить
Продолжая использовать наш сайт, вы подтверждаете согласие на сбор и обработку файлов cookie. Отключить их для нашего сайта можно в настройках браузера
Политика конфиденциальности